Современный учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении уже трудно представить без такой составляющей, как музейная педагогика, которая является областью научной и практической деятельности школы и музея. Термин «музейная педагогика» определяет научную дисциплину, интегрирующую педагогику, психологию, музееведение. В содержание же музейной педагогики входит передача культурного опыта, развитие исторического сознания, творческих способностей через педагогическую деятельность в условиях музейной среды.
Известно, что одна из дефиниций культуры (по определению Ю.М. Лотмана) — «культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества». Музей, являясь одним из институтов культуры, хранит, изучает культурное наследие, создает возможности для наглядного, эмоционального постижения культуры людьми, раскрывает многообразие творческой деятельности человека.